![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|
Индийская Мифология     В середине ІІ тысячелетия до нашей эры в долину Ганга пришли аравийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».    Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о сотворении мира.     В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.     Древнейшие из них – бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.     Индра, бог – громовержец – верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».     Сурья – бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.     В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму – и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.     Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост проходит под воздействием лунного света.     У Сомы было двадцать семь жен – созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну – прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.     Обеспокоенные боги попросили снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и прибывание луны.     Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называется «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.     Агни – бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.     Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна – хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой – майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.     Ваю – бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялись жизненное дыхание – прана.     Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре – богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!»     Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.     Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.     В середине І тысячелетия до нашей эры значительную власть в Индии приобретают жрецы-брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским.     Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились. |
|
.На главную .Общие сведения .Индийская Мифология .Религиозные традиции Индии .Храмы Индии .Города Индии |
|