Индийская Мифология

    В середине ІІ тысячелетия до нашей эры в долину Ганга пришли аравийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».

    Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о сотворении мира.

    В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.

    Древнейшие из них – бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.

    Индра, бог – громовержец – верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».

    Сурья – бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.

    В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму – и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.

    Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост проходит под воздействием лунного света.

    У Сомы было двадцать семь жен – созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну – прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.

    Обеспокоенные боги попросили снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и прибывание луны.

    Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называется «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.

    Агни – бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.

    Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна – хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой – майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.

    Ваю – бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялись жизненное дыхание – прана.

    Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре – богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!»

    Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.

    Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.

    В середине І тысячелетия до нашей эры значительную власть в Индии приобретают жрецы-брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским.

    Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились.
.На главную
.Общие сведения
.Индийская Мифология
.Религиозные традиции Индии
.Храмы Индии
.Города Индии
Сайт управляется системой uCoz